Thursday 12 January 2012

К вопросу об аттестации учащихся 4 классов


Итоговая аттестация за курс начальной школы по английскому языку
Введение федеральных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) c 1 сентября 2011 года в школьном образовании вызвало ряд значительных изменений в деятельности педагогических коллективов по обновлению содержательной и методической стороны обучения всем учебным предметам.
В рамках данной статьи рассмотрим новые тенденции в обновлении процесса обучения иностранным языкам на начальном этапе, поскольку именно здесь закладывается фундамент для последующего формирования вторичной языковой личности ребенка, гражданина многоязычного и поликультурного мира.
В большинстве образовательных учреждений России обучение иностранному языку начинается со второго класса. Однако, как показывает практика, дальновидная образовательная политика руководителей школ, которые выделяют часы для изучения иностранного языка с первого класса, приносит свои положительные результаты. Специфика иностранного языка как учебного предмета соответствует потребностям младших школьников, которые начинают осваивать новую социальную позицию, расширяет сферы взаимодействия с окружающим миром, развивает потребность в общении и познании. На уроках иностранного языка в начальной школе есть возможность минимизировать трудности ребенка при смене ведущей деятельности: от игровой к учебной, которая имеет общественный характер и являющейся социальной по содержанию.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы по иностранному языку учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
В процессе обучения иностранному языку в начальной школе создаются условия для:
§  ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
§  для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком формируется элементарная коммуникативная компетенции и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, а также элементарные лингвистические представления и общеучебные умения.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Особенностью ФГОС нового поколения является выделение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, к числу которых отнесены следующие:
1.    личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
2.    метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
3.    предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В связи с тем, что оценка этих результатов также проводится в соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителем до различных аттестационных и неперсонифицированных (анонимных) процедур, выполняемых внешними службами, то всем пользователям (авторам программ, разработчикам контрольных измерительных материалов (КИМ), учителям, а также ученикам и их родителям) необходимы ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников, в объеме изучаемого учебного материала и глубине его освоения учащимися. Учителям же, кроме того, необходимы ориентиры и в способах и особенностях организации образовательного процесса, направленного на достижение Требований стандарта к результатам образования. И если ожидаемые учебные достижения, в том числе указывающие на объем и глубину изучаемого материала, возможно задать на нормативном уровне, то адекватные этим ожиданиям средства их достижения (например, целесообразные способы организации образовательного процесса) возможно задавать только на уровне рекомендаций. Поэтому с учетом потребностей различных пользователей планируемые результаты представлены в двух формах, условно названных обобщенной и технологической. Каждая из этих форм соответствует одному из уровней: нормативному или инструктивно-методическому.
Обобщенная форма соответствует нормативному уровню представления планируемых результатов. Она адресована преимущественно лицам, принимающим решения о развитии системы образования, авторам программ и учебников, разработчикам КИМов, руководителям образовательных учреждений. Эта форма служит ориентиром в их основной деятельности (например, при разработке основных образовательных программ образовательного учреждения, при создании примерных и авторских программ и учебно-методической литературы или при разработке материалов административного и итогового контроля, иных оценочных материалов).
Технологическая форма планируемых результатов соответствует инструктивно-методическому уровню их представления. Она адресована преимущественно учителям, учащимся и их родителям. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых результатов, их проекцию на разные этапы учебного процесса. С ее помощью возможно соотнести итоговые и промежуточные планируемые результаты, например представив итоговые планируемые результаты в виде цепочки тематических планируемых результатов, отражающих не только логику развертывания учебного материала курса, но и логику формирования учебных действий. Поэтому технологическая форма планируемых результатов строится с опорой на представления о целесообразных способах организации совместной учебной деятельности учащихся и учителя, целесообразных формах и способах текущей и итоговой оценки, самооценки, возможности и целесообразности использования различных средств обучения и т.д.
В качестве примера готовой модели итоговой аттестации по английскому языку можно проанализировать пособие, разработанное авторским коллективом в составе Е.Н. Солововой, А.Б. Годиной и Е.А. Пореченковой, которое содержит информацию о структуре и содержании экзамена: разделах экзамена, целях каждого задания и проверяемых в них языковых навыках и речевых умениях, систему оценивания знаний и умений.
Все тестовые задания и тренировочные упражнения составлены с учетом требований программных документов нового поколения, в частности ФГОС, «Примерных программ начального общего образования» и «Планируемых результатов начального общего образования». Кроме того, авторы учитывали требования и формат международных кембриджских экзаменов по английскому языку для детей младшего школьного возраста: Starters, Movers, Flyers.
В новой серии предлагаются два уровня итоговой аттестации:
1.    Базовый уровень – для общеобразовательных школ;
2.    Повышенный уровень – для общеобразовательных школ, лицейских и гимназических классов с расширенной программой по изучению иностранных языков.

Итоговая аттестация проводится в форме тестирования.
Тест состоит из трех частей:
§  Часть 1. Чтение и письмо.
§  Часть 2. Аудирование.
§  Часть 3. Говорение.
Таблица 1.
Структура итоговой аттестации
часть
Проверяемые языковые навыки и речевые умения
Время (мин)
Количество заданий
Количество баллов
% от общей экзаменационной оценки
I
Языковые навыки. Чтение. Письмо
45
10
50
50
II
Аудирование
10
2
20
20
III
Говорение
6
3
30
30

ИТОГО
62
15
100
100
 Часть Проверяемые языковые навыки и речевые умения Время Количество заданий Количество баллов % от общей экзаменационной оценки
I. Языковые навыки. Чтение. Письмо. 45 минут 10 50 50%
II. Аудирование 10 мин. 2 20 20% III. Говорение 6 мин. 3 30 30% Итого 15 100 100%
Часть 1. Чтение и письмо.
Состоит из 10 заданий. Максимально можно набрать 20 баллов.
Проверяемые навыки и умения:
Задание №1.Умение читать транскрипционные значки.
Задание №2. Знание значений изученных слов и орфографические умения их написания.
Задание №3. Умение понимать значение изученных слов по контексту.
Задание №4. Умение находить и исправлять грамматические ошибки в предложениях.
Задание №5. Умение грамматически верно составить вопросительные предложения из предложенных слов.
Задание №6. Умение понимать текст и выбирать нужное по смыслу слово из предложенных.
Задание №7. Знание значений слов и умение их правильно употреблять в предложении с соблюдением лексико-грамматических норм.
Задание №8. Умение читать связный текст и находить в нем ответы на поставленные вопросы.
Задание №9. Умение написать личное письмо с опорой на образец. Максимально 5 баллов. Параметры оценивания: содержание текста, структура текста, языковая грамотность текста.
Задание № 10. Умение правильно подобрать ответную реплику для мини-диалога из ряда предложенных.
Часть вторая. Аудирование. Состоит из двух заданий. Проверяются следующие умения:
Задание №1.Умение понимать на слух основное содержание небольших диалогических текстов.
Задание №2. Умение понимать на слух запрашиваемую информацию в небольших диалогических текстах.
Часть третья. Говорение. Состоит из трех заданий. Проверяются следующие умения:
Задание №1.Умение связно ответить на два вопроса экзаменатора по пройденным темам. Максимально 5 баллов за каждый ответ. Параметры оценивания: содержание ответа и языковая грамотность ответа.
Задание №2. Умение вести диалог-расспрос с опорой на предложенную информацию. Максимально 10 баллов. Параметры оценивания: содержание диалога, взаимодействие с собеседником, языковая грамотность ответа.
Задание №3. Умение описать предложенную картинку / фотографию с опорой на предложенные в задании вопросы. Максимально 10 баллов. Параметры оценивания: содержание монолога, логичность высказывания, лексический репертуар, языковая грамотность ответа.
Таким образом, объективная оценка образовательных результатов и успешность проведения итоговой аттестации по английскому языку в начальной школе зависит от организации учебного процесса и качества обучения иностранным языкам c учетом требований ФГОС нового поколения.
 Литература:
1.    Федеральный государственный образовательный стандарт. – Электронный ресурс. Режим доступа : [1]
2.    Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Раздел «Иностранный язык. – М.: «Просвещение», 2010.
3.    Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010.
4.    Алексеева, Л.А., Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
5.    Соловова, Е.Н. Английский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы (базовый уровень): типовые тестовые задания / Е.Н. Соловова, # А.Б. Година, Е.А. Пореченкова. – М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011. – 96с.

No comments:

Post a Comment