Итоговая аттестация за курс начальной
школы по английскому языку
Введение федеральных
образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) c 1 сентября 2011 года в школьном образовании вызвало ряд
значительных изменений в деятельности педагогических коллективов по обновлению
содержательной и методической стороны обучения всем учебным предметам.
В рамках данной статьи
рассмотрим новые тенденции в обновлении процесса обучения иностранным языкам на
начальном этапе, поскольку именно здесь закладывается фундамент для
последующего формирования вторичной языковой личности ребенка, гражданина
многоязычного и поликультурного мира.
В большинстве
образовательных учреждений России обучение иностранному языку начинается со
второго класса. Однако, как показывает практика, дальновидная образовательная
политика руководителей школ, которые выделяют часы для изучения иностранного
языка с первого класса, приносит свои положительные результаты. Специфика
иностранного языка как учебного предмета соответствует потребностям младших
школьников, которые начинают осваивать новую социальную позицию, расширяет
сферы взаимодействия с окружающим миром, развивает потребность в общении и
познании. На уроках иностранного языка в начальной школе есть возможность
минимизировать трудности ребенка при смене ведущей деятельности: от игровой к
учебной, которая имеет общественный характер и являющейся социальной по
содержанию.
При определении
стратегических характеристик основной образовательной программы по иностранному
языку учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании,
памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными,
психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей
младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования
указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности
связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения
образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих
описанные выше особенности первой ступени общего образования.
В процессе обучения иностранному языку в начальной школе создаются
условия для:
§ ранней коммуникативно-психологической адаптации
младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем
психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства
общения;
§ для развития мотивации к дальнейшему овладению
иностранным языком формируется элементарная коммуникативная компетенции и,
соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных
видах речевой деятельности, а также элементарные лингвистические представления
и общеучебные умения.
Целью реализации основной образовательной программы
начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по
достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок,
знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Основное назначение обучения иностранному языку состоит в
формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности
осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями
языка.
Особенностью ФГОС нового поколения является выделение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы, к числу которых
отнесены следующие:
1.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные
качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
2.
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
3.
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности
по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.
В связи с тем, что
оценка этих результатов также проводится в соответствии с Концепцией и
Требованиями стандарта в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки
учителем до различных аттестационных и неперсонифицированных (анонимных)
процедур, выполняемых внешними службами, то всем пользователям (авторам
программ, разработчикам контрольных измерительных материалов (КИМ), учителям, а
также ученикам и их родителям) необходимы ориентиры в ожидаемых учебных
достижениях выпускников, в объеме изучаемого учебного материала и глубине его
освоения учащимися. Учителям же, кроме того, необходимы ориентиры и в способах
и особенностях организации образовательного процесса, направленного на
достижение Требований стандарта к результатам образования. И если ожидаемые
учебные достижения, в том числе указывающие на объем и глубину изучаемого
материала, возможно задать на нормативном уровне, то адекватные этим ожиданиям
средства их достижения (например, целесообразные способы организации образовательного
процесса) возможно задавать только на уровне рекомендаций. Поэтому с учетом
потребностей различных пользователей планируемые результаты представлены в двух
формах, условно названных обобщенной и технологической. Каждая из этих форм
соответствует одному из уровней: нормативному или инструктивно-методическому.
Обобщенная форма
соответствует нормативному уровню представления планируемых результатов. Она
адресована преимущественно лицам, принимающим решения о развитии системы
образования, авторам программ и учебников, разработчикам КИМов, руководителям
образовательных учреждений. Эта форма служит ориентиром в их основной
деятельности (например, при разработке основных образовательных программ
образовательного учреждения, при создании примерных и авторских программ и
учебно-методической литературы или при разработке материалов административного
и итогового контроля, иных оценочных материалов).
Технологическая форма
планируемых результатов соответствует инструктивно-методическому уровню их
представления. Она адресована преимущественно учителям, учащимся и их
родителям. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых
результатов, их проекцию на разные этапы учебного процесса. С ее помощью
возможно соотнести итоговые и промежуточные планируемые результаты, например
представив итоговые планируемые результаты в виде цепочки тематических
планируемых результатов, отражающих не только логику развертывания учебного
материала курса, но и логику формирования учебных действий. Поэтому
технологическая форма планируемых результатов строится с опорой на
представления о целесообразных способах организации совместной учебной
деятельности учащихся и учителя, целесообразных формах и способах текущей и
итоговой оценки, самооценки, возможности и целесообразности использования
различных средств обучения и т.д.
В качестве примера
готовой модели итоговой аттестации по английскому языку можно проанализировать
пособие, разработанное авторским коллективом в составе Е.Н. Солововой, А.Б.
Годиной и Е.А. Пореченковой, которое содержит информацию о структуре и
содержании экзамена: разделах экзамена, целях каждого задания и проверяемых в
них языковых навыках и речевых умениях, систему оценивания знаний и умений.
Все тестовые задания и
тренировочные упражнения составлены с учетом требований программных документов
нового поколения, в частности ФГОС, «Примерных программ начального общего
образования» и «Планируемых результатов начального общего образования». Кроме
того, авторы учитывали требования и формат международных кембриджских экзаменов
по английскому языку для детей младшего школьного возраста: Starters, Movers,
Flyers.
В новой серии предлагаются два уровня итоговой аттестации:
1.
Базовый уровень – для
общеобразовательных школ;
2.
Повышенный уровень – для
общеобразовательных школ, лицейских и гимназических классов с расширенной
программой по изучению иностранных языков.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования.
Тест состоит из трех частей:
§ Часть 1. Чтение и письмо.
§ Часть 2. Аудирование.
§ Часть 3. Говорение.
Таблица 1.
Структура итоговой аттестации
часть
|
Проверяемые языковые навыки и речевые умения
|
Время (мин)
|
Количество заданий
|
Количество баллов
|
% от общей экзаменационной оценки
|
I
|
Языковые навыки. Чтение. Письмо
|
45
|
10
|
50
|
50
|
II
|
Аудирование
|
10
|
2
|
20
|
20
|
III
|
Говорение
|
6
|
3
|
30
|
30
|
ИТОГО
|
62
|
15
|
100
|
100
|
I. Языковые навыки. Чтение. Письмо. 45 минут 10 50 50%
II. Аудирование 10 мин. 2 20 20% III. Говорение 6 мин. 3 30 30%
Итого 15 100 100%
Часть 1. Чтение и письмо.
Состоит из 10 заданий. Максимально можно набрать 20 баллов.
Проверяемые навыки и умения:
Задание №1.Умение читать транскрипционные значки.
Задание №2. Знание значений изученных слов и орфографические
умения их написания.
Задание №3. Умение понимать значение изученных слов по контексту.
Задание №4. Умение находить и исправлять грамматические ошибки в
предложениях.
Задание №5. Умение грамматически верно составить вопросительные
предложения из предложенных слов.
Задание №6. Умение понимать текст и выбирать нужное по смыслу
слово из предложенных.
Задание №7. Знание значений слов и умение их правильно употреблять
в предложении с соблюдением лексико-грамматических норм.
Задание №8. Умение читать связный текст и находить в нем ответы на
поставленные вопросы.
Задание №9. Умение написать личное письмо с опорой на образец.
Максимально 5 баллов. Параметры оценивания: содержание текста, структура
текста, языковая грамотность текста.
Задание № 10. Умение правильно подобрать ответную реплику для
мини-диалога из ряда предложенных.
Часть вторая. Аудирование. Состоит из
двух заданий. Проверяются следующие умения:
Задание №1.Умение понимать на слух основное содержание небольших
диалогических текстов.
Задание №2. Умение понимать на слух запрашиваемую информацию в
небольших диалогических текстах.
Часть третья. Говорение. Состоит из
трех заданий. Проверяются следующие умения:
Задание №1.Умение связно ответить на два вопроса экзаменатора по
пройденным темам. Максимально 5 баллов за каждый ответ. Параметры оценивания:
содержание ответа и языковая грамотность ответа.
Задание №2. Умение вести диалог-расспрос с опорой на предложенную
информацию. Максимально 10 баллов. Параметры оценивания: содержание диалога, взаимодействие
с собеседником, языковая грамотность ответа.
Задание №3. Умение описать предложенную картинку / фотографию с
опорой на предложенные в задании вопросы. Максимально 10 баллов. Параметры
оценивания: содержание монолога, логичность высказывания, лексический
репертуар, языковая грамотность ответа.
Таким образом, объективная оценка образовательных результатов и
успешность проведения итоговой аттестации по английскому языку в начальной
школе зависит от организации учебного процесса и качества обучения иностранным
языкам c учетом требований ФГОС нового поколения.
2.
Примерные программы по
учебным предметам. Начальная школа. Раздел «Иностранный язык. – М.:
«Просвещение», 2010.
3.
Примерные программы по
учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010.
4.
Алексеева, Л.А.,
Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. Планируемые результаты начального общего
образования. – М.: Просвещение, 2009.
5.
Соловова, Е.Н.
Английский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы (базовый уровень):
типовые тестовые задания / Е.Н. Соловова, # А.Б. Година, Е.А. Пореченкова. –
М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011. – 96с.
No comments:
Post a Comment